Обычно производители гидрофойлов стараются создать сбалансированную систему крыло - стабилизатор.
Но ввиду некоторых причин все же приходится использовать прокладки между стабилизатором и фюзеляжем.
Некоторые производители внедряют конструктивные способы быстрого изменения УА (угол атаки) стабилизатора, но мы считаем, что это только запутывает райдера, потому что настраивать гидрофойл нужно уметь.
Вот типичные ситуации когда прокладка будет полезна:
- например использование кайтового крыла для катания с вингом;
- способ подружить крылья разных производителей;
- оригинальные идеи по улучшению ходовых характеристик гидрофойла;
- начинающий уровень райдера;
- вес райдера или индивидуальные предпочтения в настройках гидрофойла.
Экспериментаторы по духу обычно имеют специальные наборы прокладок в своем арсенале, но что делать если заводских прокладок нет, а изменить характеристики гидрофойла очень хочется?
Самый простой способ - это изготовить прокладку из ПЭТ бутылки.
По шагам:
- выбираем бутылку с ровным (не рифленным) пластиком;
- вырезаем полоску примерно 15 мм шириной;
- последовательно:
- нарезаем на квадратики;
- сгибаем пополам;
- делаем две насечки ножницами для винта;
- надеваем на винт между стабилизатором и фюзеляжем.
Каждая такая прокладка меняет УА стабилизатора примерно на 0,5 градуса. Опытный райдер легко почувствует такое изменение.
Немного теории.
Существует два кардинально отличающихся способа установки стабилизатора на фюзеляж - сверху или снизу.
Внимание! В зависимости от способа - сверху/снизу, рекомендации по установке прокладок будут диаметрально различаться.
Итак, в гидрофойлах в силу того, что нет механизации крыла как у самолета, используется профиль стабилизатора отличный от симметричного. Естественно он при этом перевернутый, чтобы при обычной компоновке системы подъемная сила была направлена вниз. Пр этом УА стабилизатора относительно системы тоже минусовой, то есть передняя кромка стабилизатора наклонена вниз.
Как раз сейчас стоит вспомнить о таком термине как деградация - это разница между УА переднего крыла и УА стабилизатора. Обычно деградация колеблется между 2 и 3 градусами. Кстати у самолетов эту самую деградацию тоже меняют в зависимости от загрузки.
Теперь давайте разберем 4 основных случая применения прокладок.
Обращаю внимание, что мы свои прокладки маркируем в зависимости от угла атаки всей системы.
Стабилизатор снизу - прокладка под передний винт:
- угол атаки стабилизатора увеличится +
- угол атаки в системе уменьшится - (наша маркировка)
- деградация увеличится +
- давление в переднюю ногу (момент) увеличится
- сопротивление увеличится
Стабилизатор снизу - прокладка под задний винт:
- угол атаки стабилизатора уменьшится -
- угол атаки в системе увеличится + (наша маркировка)
- деградация уменьшится -
- давление в переднюю ногу (момент) уменьшится
- сопротивление уменьшится
Стабилизатор сверху - прокладка под передний винт:
- угол атаки стабилизатора уменьшится -
- угол атаки в системе увеличится +
- деградация уменьшится -
- давление в переднюю ногу (момент) уменьшится
- сопротивление уменьшится
Стабилизатор сверху - прокладка под задний винт:
- угол атаки стабилизатора увеличится +
- угол атаки в системе уменьшится -
- деградация увеличится +
- давление в переднюю ногу (момент) увеличится
- сопротивление увеличится
На фото ниже наша прокладка +1, стабилизатор установлен снизу: