Длина мачты - факторы влияющие на выбор

Решает гидрофойл
За этот сезон мне пришлось ответить на вопрос о выборе длины мачты раз 20. Пришлось в итоге написать данную статейку)

Обычно на само катание и удобство использования гидрофойла влияют несколько факторов:
  • характер дна водоема - насколько он в целом мелкий, как близко/далеко начинается глубина, встречаются ли отмели/камни на акватории. Отдельно отмечу, что каждые 5 см мачты значительно добавляют бодидрага при отходе от берега)
  • характер покрытия - флэт, чоп, волна
  • уровень скиллов
  • назначение гидрофойла - фрирайд, фристайл, рейс

Одновременно не надо забывать, что с уменьшением длины мачты снижаются требования к жесткости и относительной массе мачты - ее можно сделать меньше.
Давайте рассмотрим все вышеперечисленное в разрезе стандартных типоразмеров мачт.

  •  40 - 50 см
    • глубина использования - по пояс
    • можно кататься только по флэту, малейший чоп или волнишка резко снизит удовольствие от каталки
    • обычно используется на начальном этапе или как более эффективный заменитель «двери» на лайтвинд
  • 60 - 72 (80) см
    • глубина использования - по грудь, по шею
    • эти мачты созданы в основном для волнового катания (например на рифовой волне) или для пампинга. Так же можно использовать там где достаточно мелко или глубина начинается очень далеко. Средний чоп уже неприятен
    • не могу сказать, что обучение поворотам будет эффективнее на данной длине мачт. Влияние чопа, более жесткий контроль высоты для предотвращения вентиляции будет мешать дальнейшему прогрессу. Обычно данная длина используется в кайтшколах как промежуточная перед 90 см.
  • 85 - 95 см - стандартная длина фрирайдовой мачты. 90 см - самая стандартная длина из стандартных) Если вы не знаете какую выбрать - берите 90, не прогадаете.
    • глубина использования - для старта надо, чтобы воды было выше головы
    • начиная с 85 см перестаешь чувствать чоп. Этот диапазон длин оптимален для всех видов катания
    • чем длиннее мачта, тем сильнее можно крениться на лавировке и тем более агрессивные повороты можно делать
  • 100  см - последняя возможная длина для фрирайдовых (легких и относительно дешевых) мачт.
    • при заходе на глубину надо бодидражить еще дальше, либо обладать дополнительными скиллами для раннего старта
    • очень комфортно катать по чопу, более требовательна к контролю мелкоты
    • можно еще агрессивнее кренить гидрофойл, проще заходить на прыжок по этим же причинам.  Выбор продвинутых фрирайдеров и фристайлеров.
  • более 100 см - в эту категорию попадают обычно мачты для рейса 104 - 110 см. Они обычно фулл-карбон, тяжелые (2200 гр) и дорогие.
    • райдеры использующие такую длину обычно имеют лайтвиндовые кайты и достаточно продвинуты для раннего старта с малой глубины
    • эти мачты созданы для эффективного хождения всеми курсами
    • после первых 10 непривычных минут (вроде высота уже такая, что крыло должно завентилироваться, а не вентилируется)  начинаешь кайфовать от дополнительных возможностей.)))

P.S. Любая длина мачты позволяет стартануть с глубины середины бедра при достаточной силе ветра (6-7 мс). То есть когда простой мах кайтом сразу ставит тебя на крыло без режима водоизмещения. То есть это в большей степени вопрос скиллов.